Powered By Blogger

суббота, 23 декабря 2017 г.

Что означает «воскреснуть из мертвых»? Дмитрий Щедровицкий

Людям, очистившим сердце, или, что то же самое, – душу, Иисус обещает:

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (Матф. 5, 89)

Поскольку Бог есть Источник и Сущность бытия, «узреть» Его, или приблизиться к Нему, – значит удостоиться высшего блага. «Отступающие» же, то есть отдаляющие себя от Него, – «гибнут и истребляются»:

Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
А мне благо приближаться к Богу!.. (Пс. 72, 27–28)


Обратим внимание на значение понятий «приближаться» и «удаляться». К Создателю, обитающему «в горних высях», то есть – недостижимому для ограниченного человеческого восприятия, для мысли и чувства, – можно «восходить», приближаться – только уподобляясь Ему в милосердии и справедливости:

Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто… (Пс. 23, 3–4)


Лишь восстанавливая в себе «образ и подобие» Божьи, человек способен «взойти», вернее – «восходить» к Нему, ибо путь от конечного (человека) до Бесконечного (Бога) невозможно пройти до конца:


Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу. (Прит. 15, 24)

Преисподняя – это и есть образ смерти, обитель тех, кто ею пленен и поглощен. Смерть и преисподняя «ходят вместе»:

Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их… (Пс. 48, 15)

…Подведем некоторый итог сказанному. Библейское учение о жизни и смерти, в общих чертах, таково:

1. Жизнь есть приближение к Богу – Источнику жизни; смерть – удаление от Него.

2. Приближение к Богу для души – это усвоение ею Божественных качеств: любви (милосердия) и справедливости (праведности).

3. Названные качества – те «одеяния», в которые призван «облечься» дух человека (его истинное «я»), чтобы быть допущенным в обители Божьи – духовный мир, место пребывания чистых духов.

4. Если по отношению к духу душа является «одеждой», а приобретаемые ею добрые свойства – «убелением» или «переменой» одежд, то по отношению к самой душе ее исправление – это «вкушение», то есть усвоение ею слова Божьего, ведущее к «оживлению», «воскресению». Слово Всевышнего, Его присутствие в душе – это для нее питие и питание: вода, вино, хлеб, елей...

Теперь мы можем лучше уразуметь Учение Иисуса о жизни и смерти. Нам становятся понятнее его слова:

Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут. (Иоан. 5, 25)

Восприяв Учение Иисуса и последовав ему, «мертвая», удаленная от Источника жизни душа – очищается, «воскресает из мертвых». И дух, облаченный в эту душу, начинает приближаться к Создателю своему.

Проясняются для нас и такие слова Иисуса:

…Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. (Иоан. 8, 51)

Пребывающий в Учении Иисуса причастен к Источнику бытия, он уже «не умирает» – не впадает в состояние «отчужденности» от Бога. Ведь только те, чьи души темны и злы, –

…Помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. (Еф. 4, 18)

«Помрачение» есть угасание или полное отсутствие света. В Писании тьма – символ ненависти:

…Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. (I Иоан. 2, 11)

И только любовь пребывает в нашем внутреннем человеке как истинная жизнь, жизнь вечная:

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. (I Иоан. 3, 15)

Зададим вопрос: а если человек преступит Учение Иисуса, – отпадет ли он навсегда «в смерть» от вечной жизни? На это Иисус отвечает:

…Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. (Иоан. 11, 25)

Здесь не случайно сказано об оживлении: если вновь «умрет» душа, прежде уже испытавшая полноту жизни и любви, то она может вновь ожить от «хлеба и вина» – Учения и Духа, принесенных человечеству Иисусом:

...Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. (Иоан. 6, 63)

Не плотские (вещественные) «плоть и кровь» – хлеб и вино – подразумевает Иисус (Иоан. 6, 47–58), но Учение и Дух, которые Он метафорически уподобляет хлебу и вину…

Народу, который шел за ним в надежде насытиться хлебом, Иисус повторял:

…Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную… (Иоан. 6, 27)

…Уже в Псалмах Давида указан путь к «жизни вовек»:

Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек… (Пс. 36, 27)

Итак, вечная жизнь приобретается человеком здесь, в земном мире: душа его либо оживает, воскресает в течение его «земного странствия», либо – пребывает в состоянии смерти. В тех самых «одеждах», в которые душа «облачилась» на земле, она и приходит на Суд Божий. Либо человек внутренне жив – и на Земле, и в мире духов, либо же – мертв в обоих мирах...

Вернемся теперь к образу Суда Господня над мертвыми в Откровении Иоанна:

И увидел я мертвых... и судимы были мертвые...
Тогда отдало море мертвых... и смерть и ад отдали мертвых... и судим был каждый по делам своим. (Откр. 20, 12–13)


Но ведь в Откровении Иоанна есть и другие описания душ, уже находящихся в мире духовном.

Иоанн узрел, как на престолах восседали

...Двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. (Откр. 4, 4)

Эти старцы (пророки), хотя и окончили земную жизнь, – не «мертвы», но вечно живы в Господе. Души их чисты (старцы в «белых одеждах»), а все их мысли направлены к Богу («золотые венцы» – символ светоносного сознания)...

И еще апостол узрел –

...Под жертвенником ду́ши убиенных за слово Божие... (Там же, 6, 9)

Хотя они убиты на Земле и взывают об отмщении за кровь свою (там же, ст. 10) – эти души тоже не «мертвы». Мученики получают «одежды белые» (там же, ст. 11): их души «убелились» – и они живы пред Господом...

В одном из видений пред Иоанном предстали –

...Сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. (Откр. 7, 4)

Это – те, которые

...Следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей… (Там же, 14, 4)

У этих искупленных –

...Имя Отца... написано на челах. (Откр. 14, 1),

– то есть Бог обитает в их сознании, их мыслях...

Вот еще одно видение:

...Великое множество людей... из всех... народов и языков... в белых одеждах и с пальмовыми ветвями... (Там же, 7, 9)

Эти души –

...Омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца. (Откр. 7, 14)

Конечно же, они вечно живы пред Богом!..

Есть еще и описание «спасенных народов» в сошедшем с небес новом Иерусалиме (Откр. 21, ст. 3, 23–24; 22, 2–5). Также и они все – живы в Господе, «мертвых» среди них нет...

И повторим еще раз: только в описании Страшного суда слово «мертвые» встречается четыре раза подряд (Откр. 20, 12–13)...

Пред Богом человек предстает духовно живым – или духовно мертвым, и соответственно этому получает воздаяние свое...

...Остался еще один вопрос: чем и как достигается то самое «убеление одежд» – очищение души, которое позволяет человеку обрести вечную жизнь, войти в Царство Небесное? Чтобы ответить, мы вновь обратимся к тем словам Иисуса, с которых и начинали наши рассуждения:

...Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. (Иоан. 5, 25)

Здесь выражено учение о взаимодействии Духа Божьего с духом человеческим при оживлении, воскрешении души. Дух Божий представлен говорящим («глас Сына Божия»), дух человеческий – воспринимающим («услышат»). В другом месте Иисус высказывает ту же мысль иначе:

Дух животворит... Слова, которые говорю Я вам, суть Дух и жизнь. (Иоан. 6, 63)

Через Учение Иисуса Дух Божий воздействует на дух человеческий. Как выразил это апостол, –

Сей самый Дух свидетельствует духу нашему... (Римл. 8, 16)

Человек духом – воспринимает, а посредством души и тела – осуществляет услышанное

…От Духа Святого, соображая духовное с духовным. (I Кор. 2, 13)

Целью «слушания» – послушания – является истинная любовь. Именно она есть возвращение к Богу, жизнь в единении с Ним:

Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно люби́те друг друга от чистого сердца… (I Петр. 1, 22)

Достигнув, по милости Божьей, ступени истинной любви, человек получает внутреннюю уверенность в том, что не умрет душа его, что росток вечной жизни возрастет в нем в могучее дерево:

...Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем… (Матф. 13, 31)

Здесь есть указание на усилия самого человека: зерно, приходящее «извне» (то есть слово, исшедшее от Бога), надо «взять» (то есть принять) и «посеять на поле своем» (в своем внутреннем мире). Зерно это –

…Хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом... (Матф. 13, 32)

Живое, принятое и усвоенное душой слово Божье постепенно приобретает все бо́льшую власть над желаниями, мыслями и чувствами. Оно достигает такого «роста», то есть приобретает такое значение в жизни, столь высоко «простирает ветви свои», что

…Прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. (Матф. 13, 32)

Кто же эти «птицы небесные»? Возвышенные видения, откровения свыше? Ангелы, которые, по слову апостола Петра, «желают приникнуть» (то есть «склониться», «вникнуть») в Благую весть, посылаемую сынам человеческим?

Но, может быть, «птицы небесные» – это другие души, те, что желают приобщиться к душе, познавшей Бога и воскресшей? Желают «укрыться в ветвях» ее – дабы и самим ожить, став причастниками Божественной жизни? Ведь душу древние евреи (как и другие народы – например, египтяне) представляли себе в виде птицы:

Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих... (Пс. 123, 7)

И человек, ощутивший в себе вечную жизнь, возвещает о ней другим – чтобы и они приобщились к этой наивысшей, все превосходящей радости:

Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни. (Пс. 117, 17)


О жизни и воскресении. Дмитрий Щедровицкий
http://shchedrovitskiy.ru/UI.O_zhizni.php?page=6

Комментариев нет:

Отправить комментарий